Северо-Кавказская железная дорога отвечает за девять основных направлений, которые осуществляются на ее ветке: Кавказское, Минераловодское, Грозненское, Ростовское, Махачкалинское, Сальское, Туапсинское, Ставропольское и Краснодарское. В обслуживании у железной дороги сухопутные районы Краснодарского края, Ставропольского и многих других. Также дорога отвечает за нефтяные, газовые, а также каменноугольные районы, которые располагаются на востоке Донбасса. Не обходятся и без обслуживания районы машиностроительной и цементной промышленности, а также курорты, среди которых Кавказские Минеральные воды, Сочи и многие другие.
Железная дорога взаимодействует и с водным транспортом. Одними из самых крупных железнодорожных узлов считаются города: Батайск, Армавир, Минеральные Воды, а также Краснодар и Гудермес. Практически третья часть всех перевозок занимает каменный уголь, строительные материалы, нефтяная промышленность, машины и пищевые продукты. За год перевозится огромное количество пассажиров следующих по направлению Минеральные Воды - Сочи и в обратном направлении. В основном, отдыхающие.
Как известно из исторических сведений до Октябрьской революции Северо - Кавказская железная дорога считалась технически слабо оснащенной. Ее линии были однопутными, которые взаимодействовали с паровозной тягой и отличались небольшой пропускной способностью. На сегодняшний день железная дорога хорошо оснащена. Линии имеют вторые пути. Электрификация Северо - Кавказской железной дороги началась в 1936 году, и только в 1975 году на электрическую тягу были переведены все основные направления. В 1971 году она была награждена орденом Ленина.